16 октября 2019 года

Публикации

Про Интернет в Тольятти и не только…

Активисты и пассивисты.

Любая сфера человеческой деятельности характеризуются наличием активистов и пассивистов. Активисты что-то производят, пассивисты – потребляют произведенное активистами.

Интернет не является исключением. Есть люди и компании, которые имеют свои сайты, остальные – ходят по этим сайтам.

И для людей, которые предпочитают всегда придерживаться активной позиции, и принимающих решение о целесообразности присутствия своей компании в Интернете, рано или поздно встает вопрос – может быть и нам сделать свой сайт?

Надо ли делать свой сайт?

Ответ на этот вопрос прост – Нет, не надо. Не имеет смысла иметь сайт компании в двух случаях:

  1. если планируемый срок жизни компании – год-два, или
  2. круг потребителей заранее известен и невелик, или бизнес основан на личных связях.

В обоих случаях смысла вкладываться в создание сайта – нет.
Во всех остальных случаях надо рассмотреть вопрос об экономической отдаче от интернет-сайта.

Надо заметить, что вопросы создания сайта для повышения престижа, имиджа и т.п. меня интересуют мало, и такие случаи мы рассматривать не будем.

Экономическая эффективность своего сайта.

Как рассчитать эффективность? Вопрос непростой. Над этим вопросом много людей ломают головы. Подозреваю, что уже пишут или скоро начнут писать диссертации на эту тему. Признаюсь, я диссертаций не защищал, но некоторые рекомендации дам.

Опыт показывает, что быстрее всего окупаются сайты компаний, чьими потребителями являются юридические лица – большие и малые фирмы, чьи менеджеры используют интернет для поиска поставщиков для своего предприятия.

Кроме того, имеет смысл обратить пристальное внимание на интернет фирмам, работающим с физическими лицами, но поставляющим товары большой денежной емкости.
Все остальные случаи надо рассматривать приватно-персонально.

Но вот для этих, двух вышеперечисленных типов компаний вопрос оценки экономической эффективности определяется просто: окупятся ли средства, вложенные в создание сайта от одного-двух клиентов, пришедших из Интернета?
Если – да, то ответ очевиден.

Так сколько же стоит создание сайта в Тольятти?

Бывает, что сайты делаются и за бесплатно. Есть случай, когда создание сайта оценивалось и более 100 тыс. рублей.
Опыт показывает, что сайты, способные приносить прибыль, на сегодня в Тольятти создают от 15 тыс. рублей.

Раскрутка

Еще один момент, на который надо обратить внимание – как «раскрутить» сайт? Сделать так, чтобы его стали посещать потенциальные клиенты. Тут же возникает и сопутствующий вопрос – сколько человек должно посещать сайт, чтобы покупки с помощью сайта стали более–менее регулярными?

Вот здесь, к сожалению, общих рекомендаций не существует. Нужно знать конкретную сферу деятельности компании, географию потенциальных клиентов, наличие и качество изготовления сайтов у конкурентов и т.д.

Но на этот момент, что так или иначе сайт надо будет раскручивать, стоит обратить внимание с самого начала.

Интернет-мифы, легенды и заблуждения

В работе приходится сталкиваться с одними и теми же заблуждениями по поводу интернет-сайтов. Наиболее часто встречаются следующие:

  1. Как только сайт создан, то о нем тут же узнает весь мир.
    Это, к сожалению, не так. Интернет – это быстрорастущая, но инертная среда. Каждую минуту в мире создаются десятки тысяч сайтов. При такой динамике надо приложить некоторые усилия (а в особо конкурентных областях – и не малые усилия) чтобы потенциальные клиенты заметили и посетили ваш сайт. Не надо забывать и о том, что многие из ваших клиентов уже посещают сайты ваших конкурентов. И надо, опять же, приложить усилия, чтобы изменить их предпочтения.
  2. “Главное – чтобы сайт был красивым”.
    Красота – понятие относительное. Что является красивым одному – другому таковым совсем не кажется.
    Главное – чтобы сайт был удобным для Вашего потенциального клиента. Появилась даже целая наука (т.н. «юзабилити»), которая занимается изучением перемещений посетителей по сайтам и ищущая ответы на вопрос – а какой дизайн для посетителя удобней?
  3. Сайт создан. Теперь о нем можно забыть.
    Обычно этим заблуждением страдают руководители, которые не увидели потока клиентов из Интернета в несколько первых дней после запуска сайта, т.е. сторонники мифа No 1.
    Мировая статистика показывает, что основная масса продаж с сайта происходит на 2-5 посещение сайта. А для того, чтобы потенциальный клиент захотел вернуться на Ваш сайт, он должен знать, что на сайте в следующее посещение его будет ждать что-то новенькое, т.е. на сайте должны происходить обновления. Т.е. сайт должен поддерживаться!
  4. Все сайты берут посетителей только через поисковые системы.
    Надо признать – бывает и так. Но кроме поисковых систем в Интернете есть еще много Ваших потенциальных клиентов, до которых можно и нужно донести информацию о Вашей компании. Источники потенциальных клиентов надо либо продумать сразу, на этапе планирования раскрутки сайта, либо искать после запуска и отнести это к поддержке сайта.


Электронная коммерция

Согласно мировой практике, электронная коммерция, в ее классическом чистом виде, начинается тогда, когда количество пользователей Интернета достигает границы в 10% от населения. Если брать Тольятти – то 10% составляют 80 тыс. пользователей.

Под электронной коммерцией обычно понимаются розничные продажи с использованием Интернета. Про эл.коммерцию можно говорить долго, но для оценки ее перспектив в городе нужно получить ответ на один вопрос – сколько же интернет-пользователей в Тольятти?

Интернет в Тольятти

Мы не нашли каких либо данных по вопросу количества пользующихся интернетом в Тольятти и провели собственные исследования.

Согласно нашим оценкам – в Тольятти на начало лета 2006 года было около 40 тыс. пользователей.
Становится понятным, что до расцвета электронной коммерции в Тольятти еще далеко.
Но 40 тысяч потенциальных потребителей уже могут представлять серьезный интерес, не правда ли?

И еще несколько цифр.
Во всемирной паутине на тот же период – начало лета 2006 существовало чуть больше 600 тольяттинских сайтов, что составляет примерно 0.8 сайта на 1 тыс. жителей.

Для справки: средне-российский показатель составляет 1.2 сайта на 1 тыс. жителей, т.е. либо большинство тольяттинских предпринимателей ведут свой бизнес по моделям, когда свой сайт иметь не надо (о них говорил вначале), либо посчитали экономическую эффективность и оказалось – свой сайт иметь нерентабельно, либо подвержены влиянию мифа No 1, и откладывают принятие решения на будущее.

Я не собираюсь никого ни в чем убеждать, а тем более – в чем-то разубеждать публично. Если есть вопросы по целесообразности использования Интернета в той или иной сфере деятельности – их можно обсудить позже, персонально.

Успешный предприниматель именно потому успешный – он умеет улавливать тенденции.

Цифры у Вас перед глазами. А имея цифры, уже можно строить обоснованные планы.
Успехов Вам!
Спасибо за внимание.

Печенкин Евгений,
Руководитель интернет-проекта 8482.ru
Тезисы выступления в Меркурий-клубе Тольяттинской Промышленной Палаты,
июль 2006 года,
Тольятти

 

Внимание!

Пора!

 

8482.ru

Справочники

Интернет-сайты

Общение

Все сайты Тольятти